Азиатско-тихоокеанский форум экономического сотрудничества (АPEC, Asia-Pacific Economic Cooperation Forum) — международная экономическая организация, созданная для развития интеграционных связей между странами бассейна Тихого океана, основан в г. Канберра (Австралия) в 1989. В настоящее время объединяет экономики 21 страны самого разного уровня развития (Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (специальный административный район КНР), Канада, Китайская народная республика (КНР), Индонезия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Чили, Филиппины, Республика Корея, Япония).

Совсем немного истории.

АТЭС — крупнейшее экономическое объединение, на которое приходится свыше 57% мирового ВВП и 48% объёма мировой торговли, страны АТЭС составляют свыше 40% населения планеты.

АТЭС образован как свободный консультативный форум без какой-либо жесткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, включает всего 23 дипломата, представляющих страны-участники АТЭС, а также 20 местных наемных сотрудников. Возможно именно в этом одна из причин столь эффективного развития данного объединения. Главные рабочие органы АТЭС: Деловой консультационный совет, три комитета экспертов (комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетный комитет) и 11 рабочих групп по различным отраслям экономики.

Основные цели деятельности Азиатско-Тихоокеанского Форума Экономического Сотрудничества были определены в 1991 в Сеульской декларации — обеспечение режима свободной открытой торговли согласно нормам ГАТТ/ВТО и укрепление регионального сотрудничества.

Одной из стратегических задач АТЭС является создание к 2020 в АТР системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима.

 

А что сегодня?

В четверг во Владивостоке состоялась встреча министров стран АТЭС. Они приняли совместное заявление, в котором выразили общий настрой не допускать искусственного протекционизма и согласовали «зеленый список» товаров, на которые будут снижены пошлины.

Выступая перед участниками пресс-конференции, глава российского МИД Сергей Лавров расширил круг вопросов, по которым намечается сотрудничество – это реализация идеи по формированию единого образовательного пространства в АТЭС, инвестиции в сельское хозяйство, продовольственная безопасность.

Можно отметить как позитив и темп разработки и принятия решений в АТЭС, только за два последние дня согласован список из 54 ( вместо планировавшихся 20) товаров, на которые таможенные пошлины к 2015 году будут снижены до 5%. ВТО отдыхает!

В пятницу на пресс-конференции Президент России В.В. Путин выдвинул идею о создании евроазиатского союза, который, по сути, интегрировал бы экономики и АТЭС и ВТО.

 

Некоторые из наиболее продвинутых наших партнеров в АТЭС.

Партнерами, с которыми у России сложились наиболее тесные торгово-экономические двухсторонние динамично развивающиеся отношения сотрудничества являются Вьетнам, Китай и Корейская Республика.

 

Республика Вьетнам.

Россию и Вьетнам связывают отношения стратегического партнерства. Характерным штрихом является и то, что продолжая наращивать сотрудничество с Россией, Вьетнам в последние годы проводит ярко выраженную многовекторную политику. Увеличилась частотность встреч вьетнамских лидеров с лидерами большого количества стран, заключено много соглашений о сотрудничестве в различных сферах. Вьетнам развивает экономическое сотрудничество и с США. Эти шаги позволяют Вьетнаму все больше наращивать авторитет в мировом сообществе. России это весьма выгодно, поскольку по подавляющему большинству вопросов Вьетнам поддерживает российские инициативы как в рамках АТЭС, так и за его пределами.

Вопросы наращивания российско-вьетнамского торгово-экономического, научно-технического и инвестиционного сотрудничества, в том числе в рамках конкретных проектов на основе всестороннего использования накопленного потенциала и опыта взаимодействия являются центральной темой двусторонних переговоров. Важную роль в создании необходимых условий для развития двусторонних экономических отношений играет Российско-Вьетнамская Межправительственная комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

Наиболее эффективно российско-вьетнамское сотрудничество в области экономики развивается в топливно-энергетической отрасли. В области нефтедобычи успешно функционирует совместное предприятие «Вьетсовпетро», ведется поиск углеводородного сырья на новых участках шельфа Вьетнама, накоплен позитивный опыт в строительстве энергетических объектов.

На сегодняшний день во Вьетнаме реализуется 47 инвестиционных проектов с участием российского капитала. В России осуществляется 11 инвестиционных проектов с участием вьетнамских предприятий, действующих в сфере внешней торговли, переработки, производства строительных материалов.

Перспективными направлениями сотрудничества являются: освоение месторождений полезных ископаемых, металлургия, машиностроение, агропромышленный комплекс, транспорт, связь, финансово-банковская сфера, военно-техническое сотрудничество, туризм. Товарооборот России с Вьетнамом имеет тенденцию к постоянному росту.

Вьетнам одна из немногих стран, в которой большинство продукции, поставляемой из России имеет достаточно высокую добавленную стоимость.

В товарной структуре импорта из Вьетнама преобладают продовольственные товары – 49,7% и изделия легкой промышленности – более 20%. Ежегодно возрастают закупки вьетнамского кофе, морепродуктов, чая и натурального каучука. Вместе с тем, резервы взаимной торговли позволяют рассчитывать на более динамичное ее развитие в предстоящие годы.

В последние годы наметилась тенденция к восстановлению двусторонних научно-технических, культурных и образовательных связей.

Можно с определенной долей условности назвать Россию и Вьетнам АТЭСовским тандемом.

 

Китайская Народная Республика..

Участие КНР в АТЭС многими экспертами сегодня рассматривается не только как усиление региональной и глобальной экономической роли республики, но и как некий стимулятор ряда проблем внутри самого Китая. Углубление внешней интеграции через АТЭС может способствовать усилению либерально-экономических настроения в стране, порождая политическое давление на руководство как со стороны частного бизнеса и части интеллигенции, так и из лагеря сторонников сворачивания "буржуазных реформ". Одновременно углубление формата АТЭС обостряет "традиционные" геополитические и торгово-экономические противоречия Китая с США, Японией и их союзниками – партнерами по проекту.

Рядом экспертов это обстоятельство рассматривается как возможность формирования некоторых ограничений для эффективного развития АТЭС в целом.

Так, на саммите АТЭС в Гонолулу (США, 2011г.) американский президент обвинил КНР в "традиционных грехах" - сдерживании юаня и интеллектуальных кражах. Наряду с этим США приветствовали канадскую инициативу присоединения к переговорам о создании нового проекта в структуре АТЭС – Транс-Тихоокеанского партнерства (ТТП) на основе углубления региональной системы свободной торговли в АТР. Пока еще трудно сказать, что хорошего может принести эта инициатива для участников АТЭС.

Оценивая противостояние США и КНР на площадке АТЭС, часть китайских экспертов считают, что нынешняя политика США в отношении Китая пока не достигла этапа, когда США сможет реально осуществлять политику сдерживания. Выделяется несколько факторов, которые мешают этому: предстоящие президентские выборы в США, бюджетный дефицит и государственный долг Америки, наличие острых проблем на арабском Востоке, с Ираном, в Афганистане, отвлекающие внимание и ресурсы от региона АТР, а также наличие колоссального (1,2 трлн. долл.) долга Вашингтона Пекину.

Другая часть китайских экспертов настроена более агрессивно в отношении США. Они считают, что мира между этими двумя странами не будет. Они не исключают, что рано или поздно конфликт, включая и силовой, может произойти.

Следует также отметить усиление морского доминирования Китая в АТР и лидерство Шанхайского международного финансового центра в регионе. Нерешенность для КНР территориальных (островных) споров с Японией, Филиппинами, Вьетнамом и другими участниками АТЭС не может не влиять как на развитие двухсторонних отношений этих стран, так и на развитие АТЭС в целом.

Показательным для данной проблемы является высказывание одного из сотрудников Института по исследованию международного торгово-экономического сотрудничества Министерства коммерции КНР Мэй Синьюйа, который заявил, что "хотя отдельные страны и имеют территориальные споры с Китаем, а некоторые рассчитывают на военную мощь США, они должны понимать, что, если между Китаем и США произойдет конфронтация, им придется заплатить высокую цену".

Китайско-американские "разборки" конечно же создают напряженность между двумя мировыми лидерами и какого уровня она достигнет - покажет уже ближайшее время.

Для России важно прилагая усилия по сдерживанию конфронтации между Китаем и США, не забывать о своих собственных интересах.

За последние годы двухстороннее сотрудничество наших стран набирает все большие обороты. Наряду с традиционными направлениями сотрудничества появляются новые, например сотрудничество в области высоких технологий. Начинает активно развиваться сотрудничество на уровне регионов. Пожалуй, на сегодня трудно перечислить по каким только направлениям не развивается сотрудничество России и КНР.

Россия и Китай занимают ведущие позиции среди мировых экспортеров и в последние годы подошли вплотную к тому, чтобы стать не просто лидерами, а локомотивами развития мировой экономики. Расширение этого сотрудничества во многом определяется оптимизацией структуры товарообмена, повышением удельного веса передовой машинно-технической продукции, инновационных товаров, для чего необходима соответствующая модернизация и развитие приграничной транспортной и таможенной инфраструктуры, а также создание свободных экономических зон.

По поводу позитива и перспектив развития сотрудничества России и Китая как в рамках АТЭС, так и вне его написано так много и подробно, что мы не видим смысла повторяться. Но есть одно обстоятельство, мимо которого мы не можем пройти. Все ли так гладко в наших отношениях, нет ли каких-то рисков, которые это сотрудничество может привнести? На наш взгляд такие риски есть. Прежде всего – это территориальные притязания КНР на ряд российских территорий. Этот экстрим в наших отношениях будоражит умы наиболее радикально настроенных деятелей в КНР. Именно поэтому данная проблема требует своего скорейшего разрешения. Следующий риск – это желание Китая строить на территории России промышленные объекты, вкладывая в них весьма солидные капиталы, но с одним условием, что строить их будут только китайские специалисты. Это риск не только потери рабочих мест в Сибири и на Дальнем Востоке России, но и возможность резкого увеличения количества граждан КНР на территории России. Ситуация может усугубиться еще и внутрикитайской демографической проблемой, когда в Китае выросло около 20 млн. молодых китайцев, которые не могут создать семью у себя на родине, поскольку на протяжении длительного времени сдерживание рождаемости и традиционное желание обязательно иметь в семье сына создало серьезную диспропорцию в мужском и женском населении определенного возраста. Эта демографическая проблема КНР может стать и российской. Еще один риск – вероятность для России со временем стать сырьевым придатком Китая. И, конечно же, еще один риск, о котором не следует забывать – рост военной мощи Китая.

Развитие взаимовыгодных отношений со столь сильным партнером должно строиться без эйфории, взвешенно, с просчитыванием возможных рисков для России.

 

Корейская Республика.

Республика Корея и Российская Федерация после установления дипломатических отношений в 1990 году добились значительного развития двусторонних отношений во всех областях, включая политику, экономику, культуру, научно-техническую сферу и другие области. Благодаря этому сегодня двусторонние отношения выходят на уровень многогранного доверительного партнерства.

Важная роль в деле развития двусторонних отношений принадлежит Корейско-Российской совместной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, включающей десять отраслевых комитетов и подкомиссий.

Взаимодействие двух стран активно расширяется по таким основным направлениям, как топливно-энергетический комплекс, транспорт, наука и технологии, исследования океана, космическая промышленность, освоение природных ресурсов, наука и техника, информационные технологии, связь, рыболовство, региональное сотрудничество.

Российско-корейские экономические отношения развиваются по нарастающей, товарооборот между двумя странами по итогам 2011 года достиг отметки около 20 млрд. долларов.

Россией и Республикой Корея разрабатываются новые направления сотрудничества. Это машиностроение и производство электротехники; проекты в газовой сфере, в области электроэнергетики, железнодорожном сообщении, реализация высокотехнологичных проектов, в том числе в сфере нанотехнологий, электроники, энергосбережения, а также в создании технопарков.

Важным обстоятельством является и то, что руководство Республики Корея видит в России не только торгово-экономического партнера, но и реального участника стабилизации межкорейских отношений, регулятора ядерной проблемы Корейского полуострова.

Последней «изюминкой» сотрудничества России и Республики Корея в рамках АТЭС – возможность создания условий для создания перспективы сотрудничества России и двух Корей, даже при том условии, что КНДР не является членом АТЭС. В настоящее время идет активное обсуждение возможности строительства газопровода в Южную Корею через Северную. Кроме того обсуждается строительство по такой же схеме линии электропередач. И, наконец, третий проект - соединение железной дороги Северной Кореи с Транссибирской магистралью.

Реализация этих амбициозных проектов может сделать первых шаг в переходе от северокорейской идеологии «чучхе» к идеологии большей открытости и интеграции не только в АТЭС, но и в мировое сообщество.

Здесь тоже есть свои риски. Это, прежде всего проводимая руководством КНДР политика расширения собственного ядерного потенциала, снижение уровня развития экономики и идеология самоизоляции. Очень плотное присутствие США в Республике Корея также риск для стабилизации межкорейских отношений.

Подводя итог, хотелось бы констатировать, что проходящий саммит АТЭС на острове Русском несомненно важная веха в развитии Азиатско-Тихоокеанского региона, а выработаны и принятые на нем решения, при условии их успешной реализации, могут не только позитивно сказаться на развитии каждого из членов АТЭК, но придать позитивный стимул для экономического развития мирового сообщества в целом.

 

Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив