Новые киевские власти всерьез нацелились в НАТО и уже принимают соответствующие поправки в национальное законодательство. Вопрос серьезный, но есть два «но»: стоит ли чего-то слово украинских революционных властей в текущей ситуации и как отнесутся к этому в НАТО и России.

Революционное законотворчество новых властей Украины (те, что в Киеве, и на языке официальной Москвы именуются «так называемой властью») является граду и миру все новые юридические и политические новеллы. Для отмены наследия «старого порядка» еще много областей для экспериментирования — и вот в Верховную Раду был внесен ни много, ни мало законопроект о вступлении Украины в НАТО. Конкретнее: согласно законопроекту, предполагается внести поправки в ряд статей закона «Об основах национальной безопасности». Одной из них убирается формулировка о внеблоковом статусе Украины, другой — декларируется вступление Украины в Северо-Атлантический альянс в качестве приоритета национальной политики. Ранее украинские депутаты уже попросили Североатлантический альянс «рассмотреть использование всех возможностей для защиты территориальной целостности суверенитета Украины». По мнению авторов законопроекта из фракции «Батькивщина», внеблоковый статус Украины не принес ей гарантий безопасности. Видимо, они рассчитывают, что отмена этого статуса и курс на НАТО сможет Украине такие гарантии дать.

 

Вопрос серьезный и для России, ведь вступление Украины в НАТО означало бы появление баз альянса в непосредственной близости от российских границ, а этого в Москве очень не хотят, чтобы не сказать боятся. Незадача только в том, что никакого вступления в НАТО пока не предвидится.

 

Во-первых, туманно само будущее украинского государства. В стране де-факто на сегодня нет однозначно всеми признаваемой единой власти. Непонятно и то, когда эта власть может появиться. В этих условиях можно переписать хоть все законодательство разом, но ничто не помешает его переписать вновь (или просто объявить всю правку ничтожной) после того, как нынешний политический кризис будет преодолен. Не самое хорошее время для обновления долгосрочных стратегических целей — что будет завтра мало кто сейчас может с уверенностью прогнозировать, в том числе и авторы законопроекта.

 

Во-вторых, процесс вступления Украины в НАТО — процесс, мягко говоря, давний. Еще Вашингтонский саммит НАТО 1999 года провозглашал «политику открытых дверей», но на деле в эти двери не так-то просто войти. Ну например, от страны-кандидата требовалось «урегулирование международных споров мирными средствами, демонстрация приверженности верховенству закона и защите прав человека, урегулирование межэтнических споров или внешних территориальных споров,включая ирредентисткие притязания или внутренние юрисдикционные разногласия, мирными средствами в соответствии с принципами ОБСЕ и поддержание отношений добрососедства». Это только три из десятков пунктов требований к потенциальным членам НАТО — там еще и, скажем, «проведение стандартизации и/или достижение оперативной совместимости». По последнему пункту вопрос — не придется ли украинской армии в полном составе переходить на вооружение одной из стран НАТО, что для национальной экономики вряд ли возможно. Это помимо того, что членство предполагает вполне конкретные расходы на армию и структуры НАТО: не Бог весть какие расходы, но сегодня у Украины и этих денег нет.

 

Потому в НАТО традиционно, уже на протяжении десятилетия относятся к перспективе вступления Украины в Альянс толерантно, но сдержанно. Вскоре после российского-грузинского конфликта в 2008 году и Грузия, и Украина, во главе которой тогда был ратовавший за вступление в НАТО Виктор Ющенко, очень рассчитывали на скорейшую реализацию Плана действий по подготовке к членству в НАТО (ПДЧ). Но на саммите в Бухаресте в декабре 2008 года натовские чиновники ограничились лишь уверениями в том, что Украина и Грузия смогут стать членами Альянса, а в ПДЧ им отказали. Когда-нибудь, в будущем. В ходе нынешних событий Генсек НАТО Фог Расмуссен так высказался по проблеме: Мы помним, что на Бухарестском саммите НАТО мы решили, что Украина станет членом организации. Безусловно, когда она сама этого захочет и будет соответствовать необходимым условиям». И подчеркнул, что вопрос членства Украины в НАТО сейчас не является приоритетным для властей страны.

 

В общем не то чтобы Украину совсем в НАТО не ждут, но уж точно не сейчас и даже не завтра. Была такая шутка про вступление в Евросоюз — на вопрос «когда» евробюрократы отвечают «сразу после Турции». Это синоним слова «никогда», за какими бы внешне корректными формулировками оно ни пряталось.

 

К тому же Россия точно не будет просто так смотреть, как ее ближайший сосед, партнер и братский народ вступает в недружественную, как считают российские власти, организацию. Опять-таки у нас на Украине стоит флот, что в НАТО восторгов не вызывает и объективно препятствует вступлению Украины в НАТО. Нет, нынешнее правительство в Киеве может под шумок еще и денонсировать до кучи харьковские соглашения от 2010 года, по которым ЧФ остается в Крыму до начала 40-х годов. Киевские власти ныне вообще все могут. Но есть сомнения, что закон об объявлении, скажем, Марса суверенной территорией демократической Украины или об отмене декрета о мире 1917 года кто-то будет рассматривать всерьез. Тем более в нынешней ситуации политической неопределенности.

Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив