Социальный лоббизм: сущность явления и инструменты реализации.

10 февраль 2012
Автор:
Тенденция повышения гражданской активности россиян, наметившаяся в конце 2011 г., заставляет говорить о необходимости современных, легальных механизмом воздействия общественных институтов на политический процесс. Наиболее эффективным из таких механизмов представляется лоббизм.

Процесс политической модернизации требует обращения к цивилизованным механизмам взаимодействия власти и общественных институтов. Проблема представительства интересов граждан в органах власти всегда являлась остроактуальной для России, где государственная политика традиционно реализовывалась на принципах закрытости, непроницаемости для взгляда извне. Тенденция повышения гражданской активности россиян, наметившаяся в конце 2011 г., заставляет говорить о необходимости современных, легальных механизмом воздействия общественных институтов на политический процесс. Наиболее эффективным из таких механизмов представляется лоббизм.

Существует целый ряд определений термина «лоббизм». В данной статье мы будем придерживаться дефиниции, предложенной С.Файнером, согласно которой под лоббизмом понимается «любая деятельность организаций, влияющая на органы государственной власти в целях содействия собственным интересам, причем эти организации, в противоположность партиям, не готовы сами принять ответственность за власть в стране». Теоретической базой изучения лоббизма служат работы таких авторов, как А.Бентли, Д. Трумен, М.Олсон, Р. Сэлcбери, которые в своей совокупности формируют теорию функционирования групп интересов. Согласно упомянутой теории, группы, находясь в состоянии постоянной конкуренции, предъявляют определенные требования по отношению друг к другу и к власти. Государство же выполняет функции «бутылочного горлышка», призванного пропускать интересы одних групп и задерживать интересы других, руководствуясь принципом сохранения баланса сил в обществе.

В научной литературе встречается множество типологий лоббизма. Типологизация проводится на основе субъекта, объекта и предмета лоббистской деятельности. В качестве субъектов выступают множественные группы интересов, оказывающие воздействие на институты власти (объекты), стремясь достичь определенных целей (предметов лоббизма). П.Толстых выделяет следующие субъекты лоббизма в России: отраслевые, общественно-политические, региональные, иностранные. Под субъектами отраслевого лоббизма здесь понимаются многообразные организации, среди которых профильные отраслевые объединения, отдельные финансово-промышленные группы, деловые союзы и ассоциации, естественные монополии, религиозные организации. Субъекты общественно-политического лоббизма – это представители «третьего сектора» (институты гражданского общества), наиболее влиятельными из которых являются профсоюзы, экологические союзы, правозащитные организации. Иностранными субъектами лоббизма могут выступать как целые государства, так и зарубежные компании (транснациональные корпорации). Нам представляется целесообразным дополнить список иностранных субъектов лоббизма зарубежными общественными организациями, которые прямо или косвенно отстаивают интересы своих государств, либо улучшают их имидж в глазах мирового сообщества. Иногда гуманитарная деятельность служит «прикрытием» для политических целей подобных организаций (характерным примером здесь служит Институт «Открытое Общество», более известный как фонд Д.Сороса).

Двумя основными предметами лоббизма выступают экономические и социальные интересы, приводящие к появлению соответственно экономических и социальных субъектов лоббистской деятельности. Экономические субъекты – это, прежде всего, предприятия, компании, крупные и малые фирмы, а также многообразные бизнес-ассоциации. Социальные субъекты – это те же организации, которые П.Толстых называет «общественно-политическими» - то есть институты гражданского общества. Американский политолог А.Ноэс, осуществляя типологизацию видов лоббизма, приходит к выводу, что предметом лоббистской деятельности могут выступать три ключевых цели: проведение определенных общественно-политических преобразований, получение доступа к земельным ресурсам, привлечение государственных заказов. Данная типология представляется очень субъективной, однако на основе нее, а также ряда предложений российских авторов можно сделать вывод о том, что лоббируемые интересы бывают двух типов: экономическими и общественными (социальными). Первые всегда синонимичны увеличению прибыли организации, что может достигаться с помощью привлечения государственных инвестиций, получения доступа к ограниченным ресурсам (в том числе и природным), понижения налогового бремени и т.д. Общественные интересы субъектов лоббизма заключаются в реализации государством определенных социально-экономических преобразований в интересах широких категорий граждан, таких, например, как пенсионеры, инвалиды, наемные работники. М. Смирнова утверждает, что «лоббизм выступает одной из форм отстаивания субъектами своих социальных притязаний, т.е. требований к структурным элементам общества и государства об осуществлении практических действий, способствующих реализации собственных социальных интересов…». Такой подход, как нам представляется, позволяет комплексно рассмотреть общественные интересы как предмет лоббизма.

В научную терминологию постепенно входит понятие «социальный лоббизм», однако пока оно чаще используется политиками или журналистами, нежели учеными. Под социальным лоббизмом понимается воздействие институтов гражданского общества на процесс принятия решений органами власти, с целью удовлетворения социально-экономических интересов определенных категорий граждан. Важнейшим предназначением данного типа лоббизма является преодоление социальной несправедливости и сглаживание противоречий в обществе (например, противоречия между трудом и капиталом). Лоббистская деятельность правозащитных организаций, экологических объединений, профессиональных союзов является примером социального лоббизма.

Экономические интересы одних групп и социальные интересы других часто входят в противоречие. Это происходит и в современной России, где крупные корпорации и объединения промышленников оказывают воздействие на власть с целью принятия ею таких решений, которые могут негативно сказаться на жизни различных групп граждан. Так, например, широко известна лоббистская кампания, инициированная в 2010 г. М.Прохоровым и Российским союзом промышленников и предпринимателей, целю которой было внесение изменений в Трудовой Кодекс. Данные изменения (увеличение длительности рабочей недели, повышение пенсионного возраста, упрощение процедуры увольнения и сокращения сотрудников) противоречили социально-трудовым интересам такой категории граждан, как наемные работники. В ответ профсоюзами была развернута контрлоббистская кампания. Государство, стремясь не допустить социальных потрясений, встало на сторону наемных работников и отвергло предложения М.Прохорова.

В качестве субъектов социального лоббизма обычно выступают некоммерческие и неправительственные организации. Некоторые авторы подчеркивают, что данным видом лоббизма занимаются преимущественно так называемые «организации гражданского общества», которые специализируются на защите интересов граждан. Ю.Стульников выделяет их в качестве субъектов лоббизма наряду с «организациями групповой пользы», которые ориентированы исключительно на удовлетворение партикулярных интересов своих членов. Организации гражданского общества, согласно точке зрения упомянутого автора, призваны решать более широкий круг задач, поэтому их лоббистская деятельность реализуется в интересах либо всего общества, либо крупных социальных категорий граждан .

Социальный лоббизм отличается от экономического не только спецификой отстаиваемых интересов, но и применяемым инструментарием. Для экономического лоббизма характерно использование прямых технологий воздействия на институты власти – то есть непосредственных контактов лоббирующих субъектов с политиками и чиновниками. «Теневой» характер подобных контактов часто стирает грань между лоббизмом и коррупцией, заставляя многих исследователей неоправданно считать эти понятия родственными. Доступ социальных лоббистов к представителям власти всегда ограничен, в силу объективных и субъективных причин. Государство на современном этапе уделяет преимущественное внимание экономическому развитию, нежели социальному, поэтому в процессе принятия политических решений отдает приоритет интересам бизнеса. Кроме того, материальная база крупных предприятий позволяет им иметь в штате целые подразделения, специализирующиеся на лоббистской деятельности. Институты гражданского общества, не располагая столь крупными финансовыми и кадровыми ресурсами, ограничены в своих лоббистских возможностях. Социальные лоббисты, как правило, не являются «желанными гостями» в кабинетах политиков и чиновников, поскольку выдвигаемые ими требования всегда подразумевают необходимость дополнительных усилий и материальных затрат со стороны государства. Часто для разрешения определенных социальных проблем локального уровня лоббистам приходится апеллировать непосредственно к Президенту или Председателю Правительства. Ярким примером такого лоббирования является прямое обращение председателя Ленинградской федерации профсоюзов к В.Путину с просьбой о содействии преодолению кризисной ситуации, сложившейся в г. Пикалево на рубеже 2008-2009 гг. Однако подобный случай является единичным примером удовлетворения требований социальных лоббистов со стороны государства.

Непосредственный доступ к представителям власти социальные лоббисты получают благодаря их включению в различные экспертно-совещательные органы, среди которых следует отметить Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Представители «третьего сектора» также принимают участие в работе социально значимых министерств и парламентских комитетов. Однако инструментарий социального лоббизма, главным образом, представлен так называемыми «косвенными» технологиями, которые подразумевают оказание опосредованного воздействия на власть. В числе основных технологий социального лоббизма, с нашей точки зрения, можно выделить Public Affairs (воздействие через общественные структуры), Media Relations (воздействие через СМИ), Grasroots (коллективные действия).

Термин Public Affairs довольно давно вошел в профессиональный лексикон зарубежных PR-специалистов. В широком смысле под данным термином понимается вся совокупность коммуникаций, выстраиваемых организацией с представителями публично-политического пространства. Применительно к лоббизму понятие Public Affairs зауживается и принимает форму одной из ключевых технологий. В основе Public Affairs лежит принцип воздействия на объект лоббизма при посредничестве партнерских по отношению к субъекту акторов, в роли которых выступают многообразные институты гражданского общества и участники публичного политического процесса. Наиболее распространенной и эффективной технологией Public Affairs является формирование коалиций, когда сразу несколько групп интересов объединяют свои лоббистские ресурсы и выдвигают по отношению к власти коллективные требования. Проводником многих гражданских инициатив в России становится Общественная палата, выступающая партнером целого ряда институтов гражданского общества и пользующаяся исключительным правом доступа к процессу принятия политических решений на федеральном уровне.

Такое направление, как Media Relations, подразумевает использование средств массовой информации в качестве агентов воздействия на объект лоббизма. В рамках данного направления осуществляется информационное сопровождение лоббируемого интереса. Основная цель Media Relations – информирование представителей власти о наличии определенных социальных проблем и необходимости их разрешения. Это достигается благодаря целенаправленной работе со СМИ, журналистским сообществом, интернет-блогерами – то есть теми, в чьей потенциальной целевой аудиторией могут оказаться лица, ответственные за принятие политических решений. Главным образом благодаря Media Relations формируется определенный имидж субъекта лоббизма у объекта воздействия. В нашей стране максимальным ресурсом воздействия на представителей власти обладают «Первый канал», ВГТРК, НТВ и такие печатные СМИ, как «Российская Газета», «Парламентская газета», «Коммерсантъ». Часто сами средства массовой информации выступают непосредственно в качестве субъектов социального лоббизма.

Grassroots-технологии (от англ. «корни травы») широко применяются массовыми группами интересов, например, профсоюзами и экологическими объединениями. Инструментарий Grassroots включает организацию и проведение всякого рода массовых акций и коллективных действий, для участия в которых мобилизуются как непосредственные члены группы интересов, так и представители широкой общественности, разделяющие сходные цели, либо мотивированные материально. Часто подобные акции носят деструктивный характер, однако при этом обладают значительным ресурсом воздействия на представителей власти, так как привлекают внимание широкой общественности и СМИ. В ходе подобных акций оглашаются определенные требования по отношению к объектам лоббизма.

На данный момент применительно к отечественной практике справедливо говорить лишь о зарождении и становлении института цивилизованного социального лоббизма. Мы выделяем следующие субъекты социального лоббизма в России:

  1. правозащитные организации (общества обманутых дольщиков, комитеты солдатских матерей, объединения по защите прав ребенка и т.д.);
  2. профессиональные союзы;
  3. экологические объединения;
  4. молодежные организации;
  5. экспертные и научные сообщества;
  6. средства массовой информации.

С нашей точки зрения, эффективным социальным лоббизмом в России на федеральном уровне занимаются лишь две организации: Общественная палата РФ и Федерация Независимых Профсоюзов России. Другие организации не располагают необходимыми политическими ресурсами для воздействия на процесс управления государством. Средства массовой информации, будучи важнейшими институтами гражданского общества, также часто способствуют разрешению социальных проблем, привлекая к ним внимание со стороны представителей органов власти.

В марте 2012 г. Президентом РФ был подписан национальный план противодействия коррупции, одним из ключевых пунктов которого стало поручение Правительству организовать обсуждения с представителями различных социальных групп вопроса о механизме формирования в РФ института лоббизма. Такая постановка проблемы означает начало широкой общественной дискуссии, итогом которой должно стать принятие Федерального закона, четко регламентирующего рамки лоббистской деятельности. Создание специализированной законодательной базы может служить констатацией того факта, что лоббизм является неотъемлемой составляющей политической жизни России как демократического государства, которое характеризуется плюрализмом заинтересованных групп, оказывающих влияние на политический процесс. Принятие Закона о лоббизме в нашей стране станет не только эффективной антикоррупционной мерой, но и послужит фундаментом деятельности социальных лоббистов, для которых доступ к органам государственной власти пока что предельно затруднен и ограничен. Таким образом, будет частично устранен дисбаланс лоббистских ресурсов бизнес-структур и институтов гражданского общества. Именно в этом автору видится залог стабильного развития государства. 

Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив