20 лет СНГ

10 февраль 2012
Автор:
20-летие Содружества Независимых Государств является поводом для осмысления тех результатов, с которыми мы пришли к этой дате.

Позади непростой этап организационно-институционального становления СНГ с присущими этому периоду определенной неотлаженностью, а временами и пробуксовкой структурных механизмов, широкой палитрой конкурирующих взглядов на пути преодоления факторов торможения и застоя, напряженными исканиями наиболее оптимальных форм многостороннего интеграционного взаимодействия на пространстве СНГ. В итоге Содружество, пройдя ряд последовательных трансформаций, функционально оформилось в действенный инструмент реализации коллективной воли наших стран и народов в обеспечении жизненно важных общих интересов. И какие бы оценки и суждения сейчас ни высказывались, очевидно главное: после геополитического распада СССР именно СНГ обеспечило плавный и, что наиболее важно, мирный переход бывших союзных республик к новым государственно-политическим реалиям, не допустив развития событий по катастрофическому сценарию югославского образца.

Предложенная отцами-основателями СНГ модель межгосударственного взаимодействия, помимо запуска механизма преодоления последствий дезинтеграции Советского Союза, также дала возможность сохранить исторически сложившиеся производственные, экономические и иные традиционные связи народов наших стран, открыв перспективу их дальнейшего укрепления. Уже одного этого достаточно, чтобы исключить какие-либо субстантивные разговоры о якобы тотальной недееспособности и декоративности Содружества в тот начальный период из серьезного дискуссионного оборота. Совсем другой вопрос – как нам видятся перспективы СНГ и что мы связываем на сегодняшний день с его неуклонным развитием.

Время подводить некоторые итоги

Содружество было и остается одним из важнейших приоритетов российской внешней политики. Это обусловлено общностью культурно-исторических корней, социально-экономического наследия и геополитических судеб наших стран и народов, веками живших вместе.

Основополагающими принципами многостороннего взаимодействия в рамках СНГ, на реализации которых всегда настаивала Россия (это зафиксировано в Концепции ее внешней политики), являются равноправие, взаимная выгода, добровольность, взаимное уважение и учет интересов друг друга. Именно на этом фундаменте выстраивается все здание нашего многопланового сотрудничества.

Востребованность Содружества сознают сейчас все входящие в него страны. В Содружестве есть общее понимание того, что совместно легче вести дела на международной арене, отстаивать общие интересы в постоянно глобализирующемся мире. Повышение значения регионального сотрудничества и интеграции как фактора обеспечения стабильности и процветания государств в современных условиях, а также появление новых рисков и вызовов диктуют государствам-участникам Содружества потребность во все более тесном взаимодействии.

Государства-участники СНГ едины в оценке того, что именно благодаря Содружеству удалось добиться крайне необходимых практических результатов в важнейших сферах нашей жизни. В частности, перевести на рыночные рельсы весь комплекс торгово-экономических отношений наших стран, наладить перманентный политический диалог, а также сотрудничество в укреплении безопасности, стабильности, на гуманитарном треке.

В ходе становления Содружества пришлось, идя от жизни, менять некоторые ориентиры, отказываться от завышенных ожиданий, которые так и не были реализованы, преодолевать центробежные тенденции, возникавшие на пике волны «парада суверенитетов», находить пути повышения эффективности нашего взаимодействия, адаптировать институты и механизмы СНГ к задачам и потребностям сегодняшнего дня.

За период своего существования Содружество прошло несколько этапов реформирования и модернизации, обогатило мировую практику новыми формами сотрудничества, основанного на принципах многоуровневого и разноскоростного взаимодействия, предполагающего гибкость и избирательное участие в нем государств, ориентированных на достижение консенсуса, создало эффективный механизм проведения межгосударственных консультаций и переговоров на различных уровнях в целях формирования единой точки зрения на важнейшие актуальные проблемы, согласования и реализации в рамках СНГ направлений многостороннего сотрудничества, по сути, во всех областях. Существенно расширился спектр активно используемых форм взаимодействия. В частности, с 1999 года утвердилась практика проведения тематических годов в Содружестве: А.С.Пушкина, ребенка, СНГ, молодежи, Санкт-Петербурга, литературы и чтения, науки и инноваций, ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. 2011 год является одновременно Годом историко-культурного наследия и Годом повышения продовольственной безопасности, а 2012 год объявлен Годом спорта и здорового образа жизни.

Наряду с этим могут определяться ключевые сферы взаимодействия государств-участников СНГ. Так, в 2008 г. в качестве таковой было определено сотрудничество в области транспорта, а в 2009 г. – в области энергетики.

По общему мнению государств-участников СНГ, к настоящему моменту сформирована работоспособная система уставных и отраслевых органов, базовых организаций в различных отраслях взаимодействия, учреждена и активно функционирует Межпарламентская Ассамблея.

В ходе процесса реформирования была проведена масштабная работа по инвентаризации обширной договорно-правовой базы, создан Единый реестр правовых актов СНГ, прошли апробацию соответствующие процедуры. Запущен и успешно функционирует механизм наблюдения за выборами и референдумами. При этом государства-участники СНГ, стремясь максимально упорядочить процесс международного наблюдения, перевести его на солидную нормативно-правовую основу, постоянно ставят вопрос о необходимости введения единых стандартов для деятельности международных наблюдателей на выборах и референдумах с целью максимальной деполитизации их итоговых оценок, что, к сожалению, пока не находит должного заинтересованного отклика у наших западных партнеров, в том числе и в ОБСЕ.

В рамках Содружества мы успешно решаем текущие задачи, а наши помыслы устремлены в будущее. Под этим углом мы осуществляли свою работу и в период российского председательства в СНГ в 2010 году.

Концептуальные основы деятельности СНГ

На современном этапе под функционирование Содружества подведена солидная концептуальная база. В 2007 г. была принята Концепция дальнейшего развития СНГ одновременно с утверждением Плана основных мероприятий по ее реализации. В этом базовом стратегическом документе зафиксировано общее видение перспектив Содружества и приоритетных направлений его деятельности. В качестве основной цели закреплено формирование в долгосрочной перспективе интегрированного экономического и политического объединения заинтересованных государств, обеспечивающего эффективное развитие каждого из них.

Достигнуто понимание, что при выработке путей дальнейшего развития СНГ государства-участники будут исходить из необходимости сохранения достигнутого и укрепления имеющегося позитивного опыта. Нужны постепенность и поэтапность в достижении качественно нового уровня взаимодействия. На каждом этапе на Содружество будет возлагаться тот объем работы, с которым оно может успешно справиться в интересах всех государств-участников. При этом должен быть сохранен многопрофильный характер СНГ, не ограниченный отдельными областями сотрудничества. Речь идет об обеспечении гармоничного развития всех имеющихся и новых областей взаимодействия.

Основной задачей текущего этапа развития СНГ является повышение эффективности деятельности Содружества. В качестве перспективной задачи ставится достижение единого понимания по вопросам правового статуса решений органов СНГ, обеспечения выполнения государствами взятых обязательств, мониторинга их реализации.

Сформировалась также система действующих концептуальных документов (Концепций), формулирующих задачи на конкретных направлениях отраслевого взаимодействия в сфере экономики, безопасности, гуманитарного сотрудничества.

Организационно-институциональные механизмы взаимодействия

В контексте перспектив дальнейшего развития СНГ поставлена задача оптимизации и повышения эффективности структуры и органов Содружества. Это подразумевает их упорядочение и унификацию в соответствии с международно-правовыми нормами и оправдавшим себя международным опытом, оптимальные процедуры деятельности уставных и других органов СНГ.

В развитие этих требований происходит постоянное совершенствование структуры и механизма взаимодействия. К настоящему времени достигнуто существенное повышение роли института ротируемого председательства с обеспечением его неуклонной активизации.

Сейчас при переходе председательства от одного государства к другому сохраняется преемственность, в том числе в реализации решений, ранее принятых в рамках СНГ. В соответствии с действующим Положением о председательстве в СНГ фактически введено единое «сквозное» председательство во всех четырех основных советах. В течение одного года оно осуществляется очередным государством одновременно в Совете глав государств (СГГ), Совете глав правительств (СГП), Совете министров иностранных дел (СМИД), Экономическом совете (Экономсовете), а также в Комиссии по экономическим вопросам при Экономсовете и Совете постоянных полномочных представителей государств-участников СНГ при уставных и других органах Содружества.

В соответствии с Концепцией дальнейшего развития СНГ, Совет глав государств определяет стратегию развития Содружества, рассматривает концептуальные, стратегические проблемы и задачи политического и экономического сотрудничества. Принимаемые им решения являются обязательными для исполнения подписавшими их государствами. Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел и другие органы СНГ определяют конкретные практические меры по реализации поставленных Советом глав государств задач.

Совет глав правительств концентрируется на обсуждении и принятии решений по ключевым вопросам преимущественно экономической и финансовой деятельности СНГ.

Работа по конкретным направлениям сосредоточивается в СМИД, Экономсовете, других уставных органах, а также в органах отраслевого сотрудничества (всего около 70), которые наделены полномочиями по принятию окончательных решений по вопросам их компетенции, внесению для рассмотрения проектов решений СГГ и СГП в установленном порядке.

Уже сформировалась определенная традиция. В течение года, как правило, проводятся одно очередное и одно неофициальное заседания СГГ (20 декабря 2011 г. в Москве прошел юбилейный неформальный саммит СНГ, посвященный 20-летию Содружества), два заседания СГП, а также не менее двух заседаний СМИД. Экономсовет заседает один раз в квартал.

Неуклонно повышается роль и ответственность Экономсовета, Совета постоянных полномочных представителей при уставных и других органах СНГ. В государствах-участниках Содружества учрежден институт национальных координаторов на уровне высоких должностных лиц для организации мониторинга выполнения решений высших органов СНГ в соответствии с национальным законодательством. В Российской Федерации Национальным координатором является Первый заместитель Председателя Правительства России И.И.Шувалов.

Четко функционирует в новых условиях Исполнительный комитет СНГ как постоянно действующий исполнительный, административный и координирующий орган Содружества, призванный выполнять организационную, прогнозно-аналитическую и информационную работу во исполнение решений, принятых в рамках СНГ.

Эффективность всего механизма взаимодействия СНГ была наглядно продемонстрирована в период мирового финансово-экономического кризиса. Его последствия были преодолены совместными усилиями. Хорошо зарекомендовал себя новый консультационный механизм, сформированный Советом глав государств СНГ в октябре 2008 г. – постоянное совещание министров финансов государств-участников СНГ, функционировавшее в режиме оперативного рабочего органа и разработавшее План совместных мер по ликвидации последствий кризиса.

Приоритетные направления взаимодействия

В рамках развития конкретных направлений деятельности Содружества основной акцент сейчас делается на развитии взаимодействия в экономической сфере как наиболее приоритетной области наших интеграционных усилий. В экономических успехах заинтересованы все партнеры.

На экономическом направлении созданы и активно работают Экономический совет, Экономический Суд, Комиссия по экономическим вопросам при Экономсовете. В экономической сфере действует рекордное количество – около 40 – органов отраслевого сотрудничества СНГ, наиболее результативными среди которых являются Электроэнергетический Совет, Совет по железнодорожному транспорту, Координационное транспортное совещание, Региональное содружество в области связи, Совет руководителей таможенных служб, Межправительственный совет по вопросам агропромышленного комплекса, Межгосударственный совет по антимонопольной политике. В работе некоторых советов участвуют представители третьих стран.

Выполнение Плана важнейших мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности взаимодействия государств-участников СНГ в экономической сфере в 2003-2010 гг. позволило повысить уровень их сотрудничества. Это положительно сказывается на развитии интеграционных процессов. Сегодня мы имеем основания сказать, что Содружество в этот период стало одним из наиболее динамично развивающихся регионов.

Взаимодействие в экономической сфере выстраивается на основе Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 г. Документ определяет общие цели и задачи в таких приоритетных сферах как торговля, топливно-энергетический и агропромышленный комплексы, транспорт, сфера инноваций. Стратегия реализуется на базе планов, предусмотренных для каждого ее этапа. Итоги выполнения первого этапа (2009-2011 гг.) Стратегии демонстрируют положительную динамику ее реализации, повышение уровня взаимодействия государств-участников СНГ и соответствующих органов отраслевого сотрудничества. В настоящее время необходимо приступать к имплементации утвержденного на заседании Совета глав правительств СНГ 18 октября 2011 г. в Санкт-Петербурге Плана мероприятий по реализации второго этапа (2012-2015 годы) Стратегии, основной целью которого является создать условия для перевода экономик стран Содружества на инновационный путь развития.

Крупным прорывным событием в экономической области стало подписание в ходе заседания 18 октября 2011 года Совета глав правительств СНГ нового многостороннего Договора о зоне свободной торговли, который после вступления в силу станет реальным инструментом активизации торгово-экономического сотрудничества на прозрачной и понятной для всех стран основе.

По сравнению с многосторонним Соглашением о создании зоны свободной торговли от 1994 года и рядом соответствующих двусторонних соглашений новый Договор имеет более универсальный характер и основан на нормах ВТО. В частности, в нем вводится конкретная процедура разрешения споров, а также возможность применения ответных мер в случае нарушения одной из сторон положений Договора и использования мер недобросовестной конкуренции (в настоящее время многие страны СНГ зачастую нарушают режим свободной торговли, дискриминируя продукцию из других стран Содружества по отношению к национальному производителю). В документе также четко прописан механизм предоставления субсидий.

Следует отметить, что интеграционное взаимодействие наших стран в экономической области приносит свои ощутимые плоды. Уже в посткризисный период со второй половины 2009 г. в странах СНГ наблюдается положительная тенденция роста большинства основных макроэкономических показателей. В 2010 г. прирост валового внутреннего продукта составил 4,5 % по отношению к 2009 г., промышленного производства – 8,7 %. Постепенно расширяется инвестиционный спрос, улучшаются условия кредитования реального сектора экономики, растет потребительская активность, прослеживаются положительные тенденции на рынке труда. Увеличение стоимостных объемов внешней торговли (экспорт – на 31 %, импорт – на 30 %) наблюдалось во всех государствах – участниках СНГ, причем оно затронуло как взаимную торговлю, так и торговлю с третьими странами. Позитивные тенденции в экономике сохранялись и в 2011 г.

Важнейшим направлением нашего взаимодействия является гуманитарное сотрудничество. Советом по гуманитарному сотрудничеству при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств СНГ с участием отраслевых советов к настоящему времени реализовано более 250 проектов. Некоторые из них переведены на постоянную основу: Молодежный симфонический оркестр стран СНГ, Сетевой университет СНГ, международные научно-исследовательские структуры, межгосударственные премии СНГ «Звезды Содружества» и «Содружество дебютов». Регулярно проводятся форумы творческой и научной интеллигенции государств – участников СНГ. В октябре 2011 г. состоялся шестой такой форум. Проводятся другие международные тематические форумы, выставки и конференции по отраслевому принципу (например, экономика). В 2011 году первостепенное внимание уделялось юбилейной теме. В том числе, в соответствии с Планом мероприятий, посвященных 20-летию СНГ, 28 июня-3 июля 2011 года на площадке Всероссийского выставочного центра прошла Межгосударственная выставка «20 лет СНГ: к новым горизонтам партнерства», а в конце сентября - представительная международная конференция того же тематического профиля.

Плодотворно функционируют отраслевые советы в области образования, науки, культуры, здравоохранения, туризма, по делам молодежи и др.

Реализация принятой на СГП СНГ 18 октября 2011 г. Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года позволит сформировать широкомасштабный механизм для объединения национальных инновационных систем, инкорпорирования национальных целевых программ и их аналогов в странах СНГ.

В практическую плоскость переведена работа Межгосударственного совета по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах. Развернута работа созданного в декабре 2009 года Международного инновационного центра нанотехнологий государств – участников СНГ (МИЦНТ) в г.Дубна. Подготовлен пакет документов для внесения в установленном порядке на рассмотрение уставных органов СНГ вопроса о придании МИЦНТ статуса базовой организации государств – участников СНГ по научной и инновационной деятельности в сфере нанотехнологий.

В контексте дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы научно-технического сотрудничества 19 мая 2011 года подписаны Соглашение о создании Совета по сотрудничеству в области фундаментальной науки государств – участников СНГ, Соглашение о создании информационной инфраструктуры инновационной деятельности государств – участников СНГ в форме распределенной информационной системы и портала СНГ «Информация для инновационной деятельности государств – участников СНГ».

Продолжается работа и по тематическому расширению сети базовых организаций Содружества. В частности, речь идет о придании Всероссийскому институту научной и технической информации Российской академии наук статуса базовой организации государств – участников СНГ по межгосударственному обмену научно-технической информацией.

В ходе Года науки и инноваций в СНГ был проведен ряд важных мероприятий по проблематике развития сотрудничества стран СНГ в области науки, техники и инноваций с упором на вовлечение в эту работу молодежи. В Москве 8-10 декабря 2010 года прошла Молодежная инновационная сессия, которая объединила талантливых молодых людей стран СНГ, проявивших себя в научных молодежных проектах.

Важным фактором межгосударственного общения в Содружестве является русский язык.

Большое внимание в государствах – участниках СНГ уделяется повышению уровня жизни, социальной защиты и охраны здоровья граждан. При этом приоритет отдается детям, матерям, инвалидам, пенсионерам, участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла, иным социально уязвимым категориям граждан.

Сформированы предпосылки для решения вопросов трудовой миграции.

Осуществляется активное взаимодействие государств – участников СНГ в области противодействия новым вызовам и угрозам безопасности.

Приняты профильные целевые концепции и межгосударственные программы совместных мер борьбы с преступностью, международным терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, незаконной миграцией и торговлей людьми.

Эффективно функционируют такие структурные инструменты взаимодействия в этой сфере как Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ и Антитеррористический центр СНГ (АТЦ). При их непосредственном участии формируется соответствующая международно-правовая база, проводятся профилактические, оперативно-разыскные мероприятия, специальные операции, осуществляется подготовка кадров, материально-техническое, информационное и иное обеспечение взаимодействия. Под общей координацией АТЦ на территории стран СНГ проводятся ежегодные совместные антитеррористические учения.

Осуществляется сотрудничество в пограничных вопросах, в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В целях своевременного и адекватного реагирования на современные вызовы и угрозы безопасности постоянно совершенствуется работа в рамках Совета руководителей Органов безопасности и специальных служб государств – участников СНГ и Совета Командующих Пограничными войсками.

В соответствии с целями и задачами, определенными Программой о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2011-2013 гг. и Планом мероприятий по реализации Концепции согласованной пограничной политики государств – участников СНГ на 2011-2015 гг., дорабатывались проекты Соглашения о подготовке специалистов антитеррористических подразделений в учебных заведениях органов безопасности, специальных служб и правоохранительных органов государств – участников СНГ, а также Соглашения государств – участников СНГ о взаимопомощи в материально-техническом обеспечении подразделений, осуществляющих борьбу с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма.

В развитие Программы сотрудничества государств – участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на 2011-2013 гг. разработан проект Соглашения о передаче соответствующих образцов.

Во исполнение Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2011-2013 гг. особое внимание уделяется проекту Соглашения об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции, инициатором создания которого является Россия. Мы нацелены на форсирование создания этого Межгоссовета с тем, чтобы с помощью данного инструмента активизировать на пространстве Содружества работу на антикоррупционном направлении.

В сфере обороны создана и совершенствуется Объединенная система противовоздушной обороны государств – участников СНГ. Проводится работа по созданию региональных систем ПВО.

Активно проходит сотрудничество в политической области. Государства – участники СНГ периодически выступают с совместными заявлениями по различным важным международным вопросам, таким, как вопросы войны и мира, международной безопасности, разоружения и нераспространения. Особое место в этом ряду занимают Заявления глав государств – участников СНГ в связи с 20-летием образования Содружества и Заявление СМИД СНГ «О взаимодополняющем и взаимовыгодном характере развития интеграционных процессов». Большой международный резонанс также имела серия заявлений и обращений государств – участников СНГ, посвященных Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. В ходе подготовки и проведения мероприятий, посвященных 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, страны СНГ продемонстрировали единство взглядов и оценок всемирно-исторического значения этого события для судеб народов бывшего СССР и всего мира.

Происходит активное взаимодействие в рамках сессий Генеральной Ассамблеи ООН. Расширяются контакты органов Содружества с исполнительными структурами других международных организаций, включая ООН и ОБСЕ.

Поступательно развивается межпарламентское сотрудничество. Межпарламентская Ассамблея СНГ осуществляет гармонизацию, а в ряде случаев и унификацию законодательства государств – участников Содружества на базе разработки модельных законов (на сегодняшний день их принято около 300) в сфере гражданского, уголовного, налогового и других областей законодательства.

СНГ эволюционирует в русле общемировых тенденций повышения роли региональных структур в международной политике и экономике, дальнейшего развития интеграционных процессов на пространстве СНГ.

Перспективные задачи

В принятом в сентябре 2011 г. главами государств – участников СНГ Аналитическом докладе, посвященном итогам деятельности Содружества за 20 лет, новые перспективы развития СНГ связываются с решением таких задач, как завершение формирования и обеспечение полномасштабного функционирования режима свободной торговли на пространстве Содружества в соответствии с нормами и правилами ВТО; создание эффективных платежно-расчетных механизмов во взаимной торговле, организация в перспективе интегрированного валютного рынка; формирование межгосударственного инновационного пространства; углубление сотрудничества в области энергетики в целях повышения надежности энергоснабжения и оптимизации использования топливно-энергетических ресурсов, формирование общего электроэнергетического рынка Содружества; эффективные меры в области транспорта, агропромышленной политики, природоохраны и др.

Важнейшим направлением взаимодействия, безусловно, останется гуманитарное сотрудничество и дальнейшее развитие общих образовательного, научного, информационного и культурного пространств, контактов в области здравоохранения, спорта и туризма. Будут продолжены совместные усилия по сохранению и развитию общего культурно-исторического наследия с учетом самобытности народов, развитию межкультурного диалога, увековечению общей исторической памяти, воспитанию молодежи в духе патриотизма.

Продолжится линия на наращивание усилий в сфере безопасности, в первую очередь, в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, организованной преступностью, незаконным оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ, коррупцией, легализацией доходов, полученных преступным путем, торговлей людьми, преступлениями в сфере информационных технологий. Это должно способствовать укреплению взаимодействия в использовании и охране общего воздушного пространства и государственных границ, ликвидации последствий природных и техногенных катастроф в формате заинтересованных стран СНГ.

Государства – участники СНГ продолжат развивать координацию на мировой арене в решении вопросов глобальной и региональной безопасности, а также других проблем, представляющих взаимный интерес.

Они и далее будут стремиться содействовать становлению более справедливого и демократического мироустройства без искусственных разделительных линий и барьеров, основанного на верховенстве международного права, коллективных и многосторонних началах, работать над обеспечением взаимодополняющего и взаимовыгодного партнерства с другими интеграционными объединениями и структурами сотрудничества.

Страны СНГ с уверенностью смотрят в будущее и готовы сделать все от них зависящее, чтобы СНГ и дальше оставалось важным фактором стабильности и безопасности, межцивилизационного согласия, регионом устойчивого политического, экономического, социального и научно-технического развития, занимающим достойное место в международном сообществе.

Другие форматы интеграционного взаимодействия

Опыт Содружества стал катализатором развития сотрудничества в других форматах на пространстве СНГ - Евразийском экономическом сообществе, Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, Организации Договора о коллективной безопасности.

Успешно развивается взаимодействие в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), которое объединяет Белоруссию, Россию, Казахстан, Киргизию и Таджикистан (наблюдателями являются Армения, Молдавия и Украина, а также Евразийский банк развития и Межгосударственный авиационный комитет). Основные усилия его участников сосредоточены в первую очередь на экономической проблематике. Приняты и реализуются соответствующие Программы сотрудничества. Серьезное внимание уделяется вопросам преодоления последствий мирового финансового кризиса. Создан Антикризисный фонд ЕврАзЭС, который через Евразийский банк развития финансирует по заявкам различные программы в государствах – членах.

Серьезный акцент делается на вопросах инновационного развития экономик стран-членов Сообщества. В этих целях создан и активно функционирует Центр высоких технологий ЕврАзЭС, призванный стать проводником внедрения продвинутых, в том числе нанотехнологических разработок.

Высшим руководящим органом ЕврАзЭС является Межгосударственный совет, заседающий на уровне глав государств и глав правительств. Организационная структура ЕврАзЭС включает Интеграционный Комитет (ИК) и Секретариат ИК. Создана и работает Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС. С начала 2012 года запускается Суд ЕврАзЭС. Как известно, в соответствии с Договором об учреждении ЕврАзЭС от 10 октября 2000 года Суд ЕврАзЭС разрешает споры экономического характера и обеспечивает единообразное применение государствами-членами ЕврАзЭС международных договоров, действующих в рамках ЕврАзЭС.

До настоящего времени функции Суда ЕврАзЭС выполнял Экономический Суд СНГ на основании Соглашения между ЕврАзЭС и СНГ о выполнении Экономическим Судом СНГ функций Суда ЕврАзЭС от 3 марта 2004 года и Протокола к нему от 17 января 2011 года. Это Соглашение прекратило свое действие с даты начала полноценного функционирования Суда ЕврАзЭС, т.е. с 1 января 2012 года.

Серьезные прорывные результаты были достигнуты на направлении наших интеграционных процессов в формате Таможенного союза (ТС) «тройки» - России, Белоруссии и Казахстана. Вступил в силу Таможенный кодекс ТС, приняты базовые соглашения по Единому экономическому пространству (ЕЭП) трех стран. Это обеспечит свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, что, несомненно, окажет позитивное влияние на дальнейшее развитие экономик наших стран. По словам Министра экономического развития России Э.С.Набиуллиной, у Единого экономического пространства хороший потенциал. Так, у России есть перспективы совместно с Казахстаном развивать черную и цветную металлургию, транспортное машиностроение, кооперацию в атомной и аэрокосмической сфере, с Белоруссией – кооперационные связи в автомобилестроении, авиа- и судостроении, оборонном и космическом комплексе, микроэлектронике и телекоммуникациях, а также в ряде других отраслей. Э.С.Набиуллина отметила, что в мировом масштабе размер экономики Единого экономического пространства составляет лишь 2,6 % мирового ВВП, 2,4 % мирового населения и 4 % мирового экспорта. Вместе с тем, в общей сложности на территории ЕЭП находится 9 % мировых доказанных запасов нефти и 25 % запасов природного газа.

В ходе встречи президентов России, Белоруссии и Казахстана в Москве 18 ноября 2011 г. был подписан Договор о Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), учреждаемой в качестве постоянно действующего наднационального высшего органа Таможенного союза и Единого экономического пространства, и утвержден Регламент работы данной Комиссии. Президенты подписали также Декларацию о Евразийской экономической интеграции, представляющую собой своего рода «дорожную карту» процесса построения к 2015 году Евразийского экономического союза. Этот вопрос имеет свою предысторию.

По итогам заседания Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств в Москве 9 декабря 2010 года была принята «Декларация о формировании Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации». В Декларации, в частности, сказано, что страны «тройки» движутся к созданию Евразийского экономического союза в целях обеспечения гармоничного, взаимодополняющего и взаимовыгодного сотрудничества с другими странами, международными экономическими объединениями и Европейским союзом с выходом на создание общего экономического пространства.

Евразийский экономический союз станет крупнейшим геополитическим проектом и новой исторической вехой не только для государств «тройки», но и для всех стран на пространстве СНГ. Это открытый проект и мы будем приветствовать присоединение к нему других наших партнеров. Несомненно, что с запуском данного проекта, наша интеграция создаст широкие перспективы для экономического развития, а также обеспечит конкурентные преимущества, в том числе и в плане участия наших стран в процессе выработки глобальных решений. Мы отдаем себе отчет, что создание Евразийского экономического союза – это долгосрочный и весьма непростой процесс, но приступать к его реализации мы должны уже сейчас. Именно об этом статья В.В.Путина «Новый интеграционный проект для Евразии – будущее, которое рождается сегодня», опубликованная в октябре 2011 г. в «Известиях». По мнению Д.А.Медведева, этот союз может быть создан ранее 2015 года: «Если созреют предпосылки – будем двигаться быстрее, если сможем. Не будем забегать вперед, не будем суетиться, совершать лишних действий, но если будут созревать для этого возможности, будем двигаться быстрее».

Оценивая ближайшие задачи на данном направлении, Н.А.Назарбаев отметил, что предстоит согласовать макроэкономические показатели трех государств, в частности, внешний государственный долг, уровень инфляции, внутренние тарифы. После этого планируется согласовать условия работы монополий (единые транспортные тарифы железных дорог) и к 2015 г. страны обсудят единые тарифы транспортировки нефтегазовых трубопроводных систем.

По словам А.Г.Лукашенко, успех ЕЭП важен не только для наших государств, но и для наших ближайших соседей.

Новый наднациональный орган – Евразийская экономическая комиссия будет осуществлять руководство интеграционными процессами в форматах ТС и ЕЭП. Основной задачей ЕЭК является обеспечение условий функционирования и развития ТС и ЕЭП. Комиссия состоит из Совета и Коллегии. Решения Комиссии подлежат непосредственному применению на территории сторон. Принятие решений Комиссии производится на основании голосования членов Совета (один член Совета – один голос) или членов Коллегии (один член Коллегии – один голос).

Совет Комиссии осуществляет общее регулирование интеграционными процессами в ТС и ЕЭП, а также общее руководство деятельностью Комиссии. В Совет входят по одному заместителю главы правительства от каждой стороны. Председательство в Совете осуществляется поочередно в течение одного года в порядке русского алфавита по названию страны. Совет принимает решения консенсусом.

Коллегия является исполнительным органом Комиссии, осуществляющим выработку предложений в сфере дальнейшей интеграции в рамках ТС и ЕЭП. Коллегия состоит из 9 членов, один из которых является председателем Коллегии. В состав Коллегии входят по три члена Коллегии от каждой стороны. Коллегия принимает решение и рекомендации консенсусом или квалифицированным большинством в две трети голосов от общего числа членов Коллегии. С момента вступления в силу Договора о Евразийской Экономической комиссии Комиссия Таможенного союза упраздняется.

Следует отметить, что осуществляемая в этом формате интеграция уже приносит весомые результаты. В частности, объем взаимной торговли государств-членов ТС в первом полугодии 2011 г. составил 140.5 процентов к соответствующему периоду предыдущего года.

Одной из форм нашего интеграционного взаимодействия является также сотрудничество в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), членами которой на сегодняшний день являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан.

Высшим органом ОДКБ является Совет коллективной безопасности (СКБ), состоящий из глав государств. Консультативными и исполнительными органами ОДКБ – Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны и Комитет секретарей советов безопасности.

Сформированы Секретариат, Объединенный штаб и Парламентская Ассамблея ОДКБ.

Организация постепенно трансформируется в многофункциональную структуру противодействия всему спектру вызовов и угроз безопасности государств ? ее членов.

Проводится работа по созданию механизмов миротворчества, координационных советов по чрезвычайным ситуациям, борьбе с незаконной миграцией и нелегальным оборотом наркотиков.

При СМИД ОДКБ с 2006 г. действует Рабочая группа по Афганистану. Проводятся военные учения с отработкой антитеррористических задач, операции по борьбе с нелегальной миграцией «Нелегал», а также постоянно действующая с 2008 г. антинаркотическая операция «Канал».

Созданы Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР), призванные стать действенным инструментом повышения стабилизирующей роли ОДКБ в первую очередь в зоне ее ответственности.

Государства-члены ОДКБ укрепляют внешнеполитическую координацию. На состоявшемся 26 сентября 2011 г. в Нью-Йорке заседании СМИД ОДКБ были приняты «Коллективные указания постоянным представителям государств-членов ОДКБ при международных организациях». Сложилась практика заявлений государств ОДКБ по поводу крупных международных событий и проблем – в связи с агрессией Грузии против Южной Осетии в августе 2008 г., с киргизскими событиями в мае 2010 г. и др.

Интеграционные процессы разноскоростного и многоформатного характера на пространстве СНГ, пройдя различные фазы своего становления, выходят сейчас на новый качественно более высокий общий уровень, создающий базу для комплексного обеспечения интересов и чаяний народов стран СНГ. Постоянно расширяются горизонты нашего многогранного взаимодействия.

При всей масштабности и сложности стоящих перед нами задач мы научились находить взаимоприемлемые развязки, определять оптимальные пути достижения практического результата. Главный критерий – эффективность. Здесь мы неуклонно начинаем набирать очки.  

Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив